Можно рассматривать этот вопрос в узкоисторическом смысле. Много уже было сказано о нем в богословской литературе. Многое еще можно и нужно исследовать, так как это одна из важнейших церковных тем.

Если же говорить в конкретном современном смысле о данных вопросах, то тема эта чрезвычайно болезненна, ведь часто перед совершением Таинства Крещения сталкивается в страшной духовной битве мир христианский и мир языческий, их мировоззрения и образы жизни. И самым страшным является то, что язычество старается пролезть в христианство, получить от него сатисфакцию и право на жизнь, взять от него форму христианскую, во многом не изменяя себя.

Это пронзительная священническая боль, потому что каждый батюшка в своем служении сталкивался с формальным восприятием Таинства Крещения много раз. И как трудно вести эту битву с закоренелым языческим сознанием, знает каждый священник. Каждое крещение – как бой. Каждое крещение – как битва. Конечно, можно сдаться, можно отнестись к этому равнодушно. Полчаса – и вот ваш младенец, до свиданья. Делайте что хотите! Но вправе ли я, иерей Божий, так поступить? Нужно пахать сердечную ниву людей. А это часто такое же тяжкое дело, как вгрызаться киркою в гранит. Почему же так?

К сожалению, часто современный человек постсоветского пространства относится к крещению лишь как к доброй традиции. Мол, все крестят, и я должен ребенка покрестить. Или в лучшем случае, чтобы защита у ребеночка была. Но глубинное осознание Таинства Крещения не происходит. Человек не хочет его понять.

Итак, что же такое Таинство Крещения? Православный катехизис дает следующий ответ: «Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую». То есть крещение – это не только красивая старинная традиция или просто защита для дитя. Это – шаг в небо. Это – шаг в распахнутые настежь двери Церкви земной и Церкви небесной. Это взятие на себя и на ребенка обязательства жить в Церкви, приближаясь ко Христу. Жить жизнью Церкви.

Но часто ли это происходит?

Креститься и не жить церковной жизнью – это примерно то же, как купить красивую икону, а потом выкопать яму и положить образ в нее. А далее на протяжении десятилетий засыпать ее всяким житейским мусором, пока святыня, наконец, не окажется полностью погребена под завалами.

Спросит ли Господь нас после смерти или на Страшном суде о том таланте, о том даре Духа Святаго, который мы получили в Таинстве Крещения? Конечно, спросит. Сможет ли ответить человек, почему святыня была зарыта в землю? Наверное, нет. И потом плач и скрежет зубов.

Таинство Крещения – это то горчичное зерно, которое брошено в нашу сердечную почву. Для того чтобы оно проросло и развилось в прекрасное дерево, нужно его взращивать молитвой, постом, Таинствами, жизнью в Церкви, делами милосердия. И тогда птицы небесные (благодать Святого Духа) совьют гнезда на этом дереве. И оно дорастет до райских высот.

Поэтому, говоря современным языком и для современного человека, Таинство Крещения – это некий кредит доверия к человеку, который дан ему для того, чтобы тот начал свое личное приближение к Богу. Это, если хотите, обязанность и обещание трудиться для стяжания Духа Святого и для своего личного спасения.

И это особенно видно из того, как относились к Таинству Крещения древние христиане…

Это слова-синонимы. Катехизация в переводе с греческого языка обозначает «оглашение». Оглашение – это изучение человеком основ христианской веры перед тем, как принять крещение. Т. е. мы видим, что труд по изменению себя ради принятия святыни крещальной начинался человеком задолго до участия в данном Таинстве. Он мог длиться от сорока дней и до трех лет. Оглашенный (так называли того, кто желал креститься и проходил для этого оглашение (обучение)) имел наставника, часто священника, который наставлял его в основах христианской веры. Для подготовки к крещению и воспитанию людей на основах православной веры существовали целые учебные заведения. Так, например, знаменитое Александрийское училище зарождалось как огласительное. Главной задачей этой школы являлась подготовка оглашенных к крещению.

Фактически и одна из самых известных православных молитв – Символ Веры – является катехизисом в краткой форме, т. е. изложением основ православной веры. Обучение в огласительном периоде имело, как правило, три степени, или, выражаясь современным языком, три класса. В первом «классе» оглашенные стояли на Литургии в притворе, слушая молитвы и чтение Священного Писания. Во втором «классе» они уже стояли в храме среди верных до евхаристического канона, а потом, опустившись на колени и приняв благословение от Предстоятеля, на словах «Елицы оглашенные изыдите» выходили из храма. Третий «класс» уже готовился ко Крещению. Массовые крещения оглашенных, как правило, производились на Пасху, Пятидесятницу, Святое Богоявление.

Из этого всего мы видим, как древние христиане серьезно относились к Таинству Крещения.

Сегодня ситуация изменилась. Историческая ситуация. Но не суть Таинства. Она осталась та же. И ответственность за принятие Таинства Крещения та же.

Из Крещальной купели Сам Бог воспринимает человека. Так имею ли я право отвернуться от Него? Святитель Иоанн Златоуст в беседе на Евангелие от Иоанна писал: «Оглашенный чужд верному. Он не имеет ни одной и той же с ним главы, ни одного и того же отца, ни того же города, ни пищи, ни одежды, ни дома; но все у них разделено. У одного все на земле; у другого – на небесах. У этого царь – Христос; у того – грех и дьявол. У этого пища – Христос; у того – гниль и тление. Да и одежда у этого – Владыка ангелов; у того – дело червей. У этого город – небо; у того – земля».

В Таинстве Крещения мы уже вошли в небо. Осталось только на протяжении жизни духовно закрепиться с Божьей помощью в нем. Так неужели захотим упасть с него и снова вернуться к червям, к смерти и тлению, когда милосердный и любящий Бог раскрывает нам свои объятия? Неужели мы отвернемся от него?

В нашем современном мире мало кто задумывается о соблюдении церковных традиций. Но за это совсем не стоит никого осуждать, так как человек должен самостоятельно определиться, нужно ему это или нет. Православное воспитание людей всех возрастных категорий имеет большое значение в современном обществе. Оно направлено не только на восприятие у людей понятия веры в Господа и приближения к нему, но и на прививание семейных ценностей, духовное обогащение и развитие морали. Это очень важно, поскольку общество, в котором мы живем, с каждым годом деградирует, руководствуясь ложными ценностями.

С целью распространения духовного развития и повышения качества религиозного образования Синодальный отдел Русской православной церкви с осени 2005 года ведет разработку специального документа, которому будет придано общественное значение. Согласно ему, за просвещение людей в вопросах религии отвечает специалист, получивший специальное образование, который называется катехизатор. Непросвещенные люди, которые впервые слышат об этой профессии, впадают в недоумение. Чтобы внести хоть какую-то ясность, давайте постараемся разобраться в том, кто такой катехизатор в Церкви.

Основные понятия

катехизатор кто это

Прежде чем ознакомиться с понятием катехизатор, кто это и чем он занимается, давайте разберемся с основными определениями православного воспитания.

Церковь прилагает большие усилия по приобщению к христианству и обучению людей этой религии. Для реализации данных задач выполняются многочисленные процессы, которые были объединены под одним термином - катехизация. Это слово имеет греческое происхождение и в переводе на русский обозначает наставление.

Если говорить на простом языке, то православная катехизация — это обязанность всех людей, призванных к пастырскому служению или наделенных правом проповедовать, наставлять и обучать новообращенных христиан. Церковь, в свою очередь, никогда не переставала нести веру в народные массы, что является главной ее миссией. Основная задача Русской православной церкви заключается в том, чтобы познакомить как можно больше людей с христианством и помочь им обрести веру в единого Бога.

Задачи катехизации

Рассматривая катехизацию, важно понимать, что православное воцерковление и церковная жизнь — это совершенно разные вещи. Первое подразумевает под собой образовательный курс, который проходит человек в течение определенного промежутка времени при принятии христианства, в то время как второе — это общение верующих с Богом через Церковь. Катехизация, в свою очередь, направлена на то, чтобы оказать новообращенным верующим всяческую посильную помощь в этом и научить основам религии.

Таким образом, можно выделить следующие основные задачи катехизации:

  • развитие у человека христианского мировоззрения;
  • приобщение к Церкви;
  • формирование понимания основы православной веры;
  • помощь с вхождением и адаптацией новообращенных верующих в христианской общине;
  • содействие в личном духовном развитии и жизни;
  • просвещение в основах канонических и дисциплинарных норм церковной жизни;
  • помощь в обретении своего места в жизни и служении в Церкви.

Конечной целью катехизации является обретение людьми христианского мировоззрения, а также участие в жизни Церкви и активное служение ей.

Основные принципы катехизации

православная литература

Невозможно дать определение термину катехизатор (кто это будет рассмотрено немного далее) без понимания основных принципов православного образования.

Среди таковых можно выделить:

  1. Иерархия ценностей — обучение православной религии, а также миссия церкви и приобщение к ней верующих должно осуществляться в соответствии с иерархией христианских ценностей.
  2. Христоцентричность — центром православной религии является Иисус Христос, поэтому катехизация должна не только подвести человека к пониманию религии, но и приблизить его непосредственно к Господу. Поэтому в процессе обучения каждый катехизатор, кто это такой будет рассказано далее в статье, обязан прилагать как можно больше усилий процессу обучения, просвещая новообращенных верующих о жизни Христа и основе его учения.
  3. Сосредоточенность жизни на Евхаристии — подготовка людей, желающих принять православие, к обряду крещения и Святому Причастию.
  4. Общинность — стать полноценным верующим можно только при вхождении в христианскую общину.
  5. Неидеологизированность — религия далека от государственности, общества, истории, культуры и других идеологических понятий.
  6. Приобщение к церковной жизни — каждый верующий должен принимать активное участие в жизни Церкви, чтобы разделять со всеми благую весть о воскрешении Христа.
  7. Активная открытость миру — невозможно любить Христа, не возлюбив ближнего своего, поэтому каждый православный верующий должен быть открыт не только Господу, но и всем окружающим.
  8. Формирование истинных ценностей — православная литература утверждает, что верующие должны жить истинными, а не ложными ценностями, поэтому они обязаны иметь четкое представление о святости и грехе, а также о добре и зле.
  9. Каноничность — все верующие должны иметь четкое представление о канонических нормах Церкви и четко придерживаться их.

Православное образование и приобщение людей к Церкви строится на строгом соблюдении перечисленных выше принципов.

Педагогические аспекты катехизации

Катехизация базируется на определенных педагогических аспектах, необходимых для достижения наиболее эффективного педагогического процесса. Помимо этого, православное образование подразделяется на следующие ключевые составляющие: Божественная педагогика, педагогика Промысла Божия и педагогика Любви.

При это фундаментальными составляющими образовательного процесса являются:

  • личностность;
  • диалогичность, любовь и смирение;
  • добровольность, ответственность, своевременность;
  • компетентность;
  • стремление к плодотворности;
  • последовательность;
  • системность;
  • современность.

Также не стоит забывать и о том, что в процессе обучения катехизатор (кто это, мы разберем немного позднее) должен постоянно стремиться к углублению понимания новообращенными христианами основных принципов православной религии.

Аудитория катехизации

курсы катехизаторов

При построении процесса православного обучения важно различать аудитории катехизации, на которую она направлена. Это очень важно, поскольку к каждой из них требуется индивидуальный подход, без него будет просто невозможно вызвать интерес у людей к религии и приближении их к Христу.

Разделяют следующие типы аудиторий:

  • младшие дети;
  • старшие дети и подростки;
  • молодежь;
  • взрослые;
  • люди с ограниченными физическими возможностями.

К представителям каждой аудитории необходим своеобразный подход, поэтому курсы катехизаторов направлены на то, чтобы подготовить квалифицированных специалистов, которые будут способны не только уметь находить общий язык с людьми различных возрастных категорий и представителями социальных слоев, но и уметь раскрыть их как личность, чтобы как можно лучше донести основы христианства.

Кто имеет право принимать участие в катехизации?

Богословское образование — это единая миссия, которой занимаются священники, диаконы, монахи и последователи христианства по главе с епископом. Важно понимать, что все приближенные к Церкви, принимающие активное участие в ее жизни, являются в той или иной степени участниками катехизации. Более того, каждый член христианской общины должен не только служить Церкви, но и всячески содействовать распространению православной религии, а также просвещать новообращенных верующих.

Каждый участник катехизации использует различные способы и методы просвещения, которые зависят от места, занимаемого им в Церкви. Если какая-либо из групп катехизаторов прекращает заниматься процессом обучения или уделяет ему недостаточно внимания, то опыт теряет свое богатство, целостность и значимость. За координирование действий катехизаторов и организацию педагогического процесса наибольшую ответственность несут пастыри, ввиду своего положения.

Организационная программа катехизации

богословское образование

На сегодняшний день еще не существует какой-либо базы для организации и проведения катехизаторской деятельности, но, как упоминалось в начале статьи, с 2005 года ведутся активные работы над ней. Это обусловлено тем, что ранее не было необходимости в систематизации православного образования и просвещения, а знакомству новообращенных верующих с религией способствовало чтение духовных книг.

Основная проблема разработки организационной программы катехизации заключается в отсутствии штатных должностей, обязанности которых будут основываться на приобщении людей к Церкви и их последующем обучении. На сегодняшний день просвещением христиан занимаются преимущественно священники и миряне.

Подготовка катехизаторов по епархиальной образовательной программе должна включать в себя и объединять различные преподавательские процессы, рассчитанные на представителей различных аудиторий. Она должна подразделяться на два направления: обучение детей, подростков и молодежи, а также просвещение взрослых. Отдельной категорией являются люди преклонного возраста, которые на закате своей жизни самостоятельно решили приобщиться к церкви. При этом формы катехизации должны функционировать не отдельно, а сообща, дополняя друг друга и формируя единый образовательный комплекс.

Чтобы ускорить подготовку специалистов и максимально увеличить эффективность образования, должна быть создана специальная литература для катехизаторов, а также различные методические пособия на всех приходских уровнях.

Этапы катехизации

чтение духовных книг

Приобщение к Церкви и участие в ее жизни не может быть фрагментальной и должно происходить повсеместно. Это обусловлено тем, что христиане не могут разграничивать общественную и семейную жизнь, профессиональную деятельность от своей веры и религии. Поэтому процесс катехизации должен быть хорошо организован и проходить поэтапно, чтобы постепенно познакомить человека с основами христианства, подвести его к истинным духовным ценностям и приблизить к Богу.

Помощь катехизаторов в этом направлена на следующее:

  • формирование у новообращенных христиан основополагающих религиозных ценностей;
  • содействие в развитии у человека физических и духовных способностей;
  • помощь в приобретении жизненного опыта, необходимого для нормальной адаптации в современном обществе и христианской общине.

Таким образом, курсы катехизаторов, которые являются обязательными для всех специалистов, планирующих посвятить свою жизнь религиозному образованию, учат, что катехизация подразделяется на следующие этапы:

  1. Предварительная подготовка, подразумевающая проведение разовых бесед и консультаций.
  2. Оглашение, направленное на обучение человека основам христианской религии и его подготовке к обряду Крещения.
  3. Непосредственно процесс катехизации.
  4. Приобщение к участию в церковной жизни и богослужению.

При этом немаловажное значение имеет создание в крупных городах благоприятной для катехизации детской, юношеской, молодежной и семейной среды. Это необходимо для того, чтобы люди, принявшие христианство, развивались не только духовно, но еще и психически, социально и физически.

Канонические нормы Церкви

принятие крещения

Принятие христианской религии состоит из следующих этапов:

  1. Предоглашение. Проводятся беседы и изучается православная литература с целью знакомства язычника с основами христианства.
  2. Предварительное собеседование. Обратившиеся впервые в церковь с целью приобщения к ней рассказывают о себе, после чего священник читает им проповедь о христианском пути.
  3. Посвящение в катехумены. Желающие принять христианство получают благословение и возложение рук, после чего им присваивается звание катехуменов первого этапа.
  4. Собеседование с епископом, на котором катехумены, готовые принять крещение, рассказывают о своем образе жизни и совершенных добрых делах. Оно проводится в присутствии крестных родителей, которые играют большую роль.
  5. Катехизация. С будущими христианами проводится обучение, включающее изучение Символа веры, Молитвы Господней и проживание в церковной общине, а также выполняется их подготовка к обряду Крещения. Большое внимание на этом этапе уделяется моральной подготовке катехуменов.
  6. Отречение от сатаны и сочетание со Христом. Завершающий этап перед Крещением, подтверждающий подлинность намерений язычника обратиться в христианство.
  7. Принятие Крещения. До или после объяснения сути обряда Таинства язычники принимали Крещение, после которого их допускали к Святому Причастию.

После прохождения всех этих этапов, длительность которых составляет несколько лет, человек официально считается христианином и может принимать полноценное участие в жизни Церкви и общины.

Условия принятия Крещения и вхождения в церковную жизнь

Выше был полностью описан процесс становления полноценным христианином.

Однако здесь важно понимать, что одного желания для принятия православной религии недостаточно, поскольку, чтобы пройти обряд Крещения, язычник должен соответствовать целому ряду критериев, среди которых наиболее важными являются следующие пять:

  1. Незыблемая вера, согласно основам христианского вероучения.
  2. Добровольное и сознательное желание принять Крещение.
  3. Понимание церковных положений вероучения.
  4. Покаяние за совершенные грехи.
  5. Усердие в практических делах веры.

При этом от тех, кто проводит обряд крещения, требуется сугубая забота о людях, желающих принять христианство, которая выражается в молитве за них в чине Литургии, обучении основам православной религии и проверке подлинности и силы их веры перед Крещением. Если не придерживаться всех канонических норм церкви, то новообращенные будут заведомо нецерковными, поэтому они не будут обладать всеми необходимыми жизненными и духовными знаниями.

лтература для катехизаторов

Главная миссия Церкви во все времена заключалась в открытии людям благой вести о воскрешении Спасителя и обучении христиан праведной жизни, которая способна приблизить человека к Христу и даровать спасение душе. Поэтому каждый православный человек должен неукоснительно соблюдать наставления церкви и заповеди Божьи, написанные в Священном Писании. Во всем этом одну из ключевых ролей играет катехизация, направленная на религиозное обучение, формирование понимания христианства и просвещение верующих.

В современном мире каждый человек вправе решать самостоятельно, верить ему в Господа Бога или нет. Самое главное - абсолютно в любой ситуации оставаться человечным и не причинять никому зла.