Понятие "бытие"  считается центральным философским понятием. Что первично – бытие или мышление? - так звучит основной вопрос философии.

Основные формы бытия
Основные формы бытия

Начало познания бытия положил Парменид (VI-V вв. до н. э.). Первый тезис Парменида о бытии звучит так: «Бытие есть, небытия – вовсе нет». Из этого тезиса следует, что бытие – нечто неподвижное, не имеющее частей, единое, целое и вечное, никогда не исчезает и никогда не возникает. Философы тут же отреагировали на новое понятие и понеслось...

У Платона единый мир бытия разделен надвое: мир идей (мир истины) и мир действительности (мир подобий). Аристотель разделил бытие на возможное и действительное. С появлением христианства, понятие бытия начало отождествляться с Богом, как источником бытия, либо, как самим божественным бытием. Фома Аквинский вводит в средневековую онтологию различение сущности и существования, а также акцентирует момент творческой действительности бытия, сосредоточенной в полной мере в самом бытии и в Боге. В итоге, в средневековой христианской философии выделяется «истинное бытие» - бытие Бога и «неистинное» - тварное. Кант проводит разделительную черту между теоретической способностью, обнаруживающей сверхчувственное бытие, как трансцендентную запредельность, и практической способностью, открывающей бытие, как посюстороннюю реальность свободы. Григорий Сковорода определяет бытие, как все мироздание. Хайдеггер вводит частное "бытие" на фоне общего "Бытия". Получает Ereignis , как определение места Dasein в Sein методом самоидентификации в момент времени "здесь и сейчас". Для справки: эрайгниз - это душевное состояние, когда вы в режиме он-лайн ощущаете себя букашкой в этом огромном мире. Сидите, например, у костра на природе темной ночью, за рюмкой чая беседуете за жизнь, и тут вас накрывает дух вечного... Это и есть эрайгниз, как осознавание СО-существование вас, букашки. и огромного мира, или "бытие мое...".С точки зрения идеализма, бытием является дух, разум, Бог.Марксизм, как материалистическое учение, вводит понятие общественного бытия, как оппозицию общественного сознания.

Такова краткая история вопроса. Теперь коротко и внятно о том, что такое бытие, и каковы перспективы развития у этого понятия.

Бытие - это СО-существование разных существований.

Существование - это идея в действии, или Идея+Движение.

Следовательно, бытие - это некое результирующее существование, как результат СО-существования разных исходных существований.

Все: создана база для различных манипуляций со смыслами бытия.

Самая первая манипуляция с бытием - формальная, основанная на смыслах трех компонент формулы Абсолюта. Почему надо начинать с этого? Все элементарно: берем определение бытия (Бытие - это СО-существование разных существований) и разбиваем его на три части для анализа:

Бытие

СО-существование

разные существования

Исходя из формулы Абсолюта, бытие формально может иметь три базовых смысла:

1) бытие, как Идея. Или, бытие - как нечто единое, целое. Что?

2) бытие, как Пространство. Или, бытие - как некий регион чего-то (типа математического пространства-множества), арена каких-то событий, фон событий и т.д. Где?

3) бытие, как Движение. Или, бытие - как процесс. Как? Каким образом?

Но это - цветочки. Так, легкая разминка. Чем дальше в лес - тем выше будут партизаны.

Начинаем рассматривать варианты СО-существования. Первым делом, делим весь сущий мир на три мира, в зависимости от субъект-объектных отношений: объект-объектный мир, субъект-объектный мир и субъект-субъектный мир. Подтягиваем сюда Хайдеггера с его эрайгнизом и прочими вариациями СО-существования. И только затем переходим в онтологию разных существований, где начинаем варьировать как с Идеей, так и с Движением. Например, если Движение есть, то это активное существование, а если Движения нет, то это пассивное существование, или наличествование. Плюс вариации с имманентностью и трансцендентностью. А потом нужно опять вернуться в три субъект-объектных мира для того, чтобы поиграться не только с вариациями типа (Идея1+Движение1)+(Идея2+Движение2), но и со смысловыми вариациями разных субъектов - как Бога-субъекта, так и себя-субъекта, а также и кого-то постороннего. Но к чему это все?

Ответ очень прост: вариантов бытия, на самом деле, видимо-не-видимо. Когда мы смотрим на Луну, то у нее в данный момент бытие есть, поскольку ее бытие есть результат СО-существования нас, наблюдателей-субъектов, и ее самой, как типичного объекта. Как только мы отвернемся от Луны, то она уйдет в небытие, поскольку наше с ней СО-существование прервется. Кухонное бытие домохозяйки - это ее СО-существование с плитой, кастрюлей и продуктами. Семейное бытие - это СО-существование членов семьи. И так далее.

Главное, никогда не забывать, что бытие имеет три базовых смысла: смысл Идеи, смысл Пространства и смысл Движения. Все остальные смыслы рождаются из вариаций многих частных параметров.

16 января 2021

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Со стопроцентной уверенностью о бытии можно сказать только, что слово это для русского уха явно устаревшее, образовано оно от глагола быть, а Карл Маркс считал, что «бытие определяет сознание».

На элементарном уровне хочется думать, что бытие — это сама жизнь, но не все так просто. Понятие настолько емкое, что для его изучения в философии существует отдельное направление — это онтология.

Достучаться до небес

*«Смерть — очень неприятная форма бытия»Кадр из фильма «Достучаться до небес», 1997 г.

В старинном словаре Даля бытие определено как «существование, пребывание вживе, жизнь», но что же тогда делать с цитатой из прекрасного немецкого фильма?

Бытие — это...

Бытие — слово многозначное. На элементарном уровне оно, действительно, означает жизнь. Просто слово это устаревшее, и сегодня мы можем услышать его разве что во фразе «радость бытия».

Еще одно значение отсылает нас к библии. «Бытие» — это название первой книги Ветхого Завета, в которой рассказывается о происхождении мира, первых людях и патриархальном обществе.

Библия убеждает нас, что бытие — это творение Бога.

Грехопадение

*Альбрехт Дюрер, иллюстрация к книге Бытия, «Грехопадение»

И, наконец, значение, которое нас интересует больше всего.

Бытие — это философская категория, обозначающая реальность, сущее, существование.

Категория бытия в философии

Философия изучает (как это?) наиболее общие принципы бытия, поэтому эта категория занимает центральное место в системе философских учений и за все века, начиная с Античности, обросла такими замысловатыми трактовками, что сам черт ногу сломит.

Простым, более современным языком бытие — это все существующее. То, что существует, противопоставлено тому, что не существует, отсюда главная антитеза (это как?) онтологии «бытие–небытие».

Бытие объединяет все объекты реального мира, несмотря на их, порой, глобальные различия. Все эти объекты ЕСТЬ. Попытки объяснить источник существования того, что ЕСТЬ, предпринимались и в мифологиях (как это?), и в религиях (как это?), и в первых древних философских учениях.

В Индии, например, это Брахма — бог творения, первоначальная священная сила, создавшая все сущее. В древнекитайской философии — Дао — первопричина и исток всех вещей.

Брахма

*Древнеиндийский бог Брахма

Можно говорить о двух ипостасях бытия в философии:

  1. Чистое бытие (греч. on, род. падеж ontos, лат. ens) — предельно абстрактная категория. Это универсальная основа всего сущего, точка отсчета. Чистое бытие сравнимо с геометрической точкой — она не занимает пространства, но с ее помощью создается и определяется любое пространство. Как и точка, чистое бытие неделимо.Точка
  2. Полное бытие (греч. pleroma, лат. ess, esse, est) — мир, как он есть, космос.Полному бытию противопоставлена пустота. В философии объективного идеализма полное бытие — это и есть та категория, которую разные мыслители называли то абсолютной идеей, то мировой волей, то матрицей и т.п.

Бытие у древних греков

В Древней Греции первым мудрецом, озаботившимся вопросом бытия, был Парменид Элейский, который утверждал, что подлинное бытие подвластно только мышлению. Оно неделимо и однородно, как гладкий шар, за пределами которого нет ничего, даже небытия.

Парменид

*Парменид Элейский (около 540–470 гг. до н.э.)

Главные характеристики бытия у Парменида:

  1. Бытие есть, а небытия нет.
  2. Бытие едино и вечно, а поэтому неподвижно и неизменно. Все, что изменчиво и подвижно, всего лишь мнения.
  3. Бытие познаваемо.
Камень

Если у Парменида бытие неизменно, то Гераклит (около 544–480 гг. до н.э.), напротив, считал, что сущее находится в процессе постоянного становления.

Ему принадлежит знаменитый афоризм «В одну реку нельзя войти дважды», смысл которого в том, что каждую секунду бытие изменяется из-за круговорота вещественных стихий: воды, воздуха, огня и земли.

Река

*«Все течет, все изменяется», Гераклит Эфесский

Идеалист Платон (427–347 гг. до н.э.) соглашался с тем, что бытие вечно, неизменно и недоступно чувствам, но оно не едино, т.к. состоит из сущностей — нематериальных идей.

Платон противопоставляет бытию изменяющийся чувственный мир вещей и признает существование небытия, благодаря которому становится возможным познание бытия.

Аристотель (384–322 гг. до н.э.) логически завершил учения своих предшественников и в разговоре о бытии вывел на первый план отношения общего и единичного.

  1. Единичное существует здесь и сейчас и воспринимается чувствами.
  2. Общее существует везде и всегда и постигается умом.

В основе бытия лежат 4 причины:

  1. Формальная причина. Суть бытия, из-за которой всякая вещь такова, какова она есть.
  2. Материальная причина. То, из чего возникает каждая вещь.
  3. Движущая причина. Источник движения — неподвижная, но движущая сила. Так Аристотель понимал Бога. Движение — это универсальное свойство аристотелевского бытия, переход возможности существования в само существование.
  4. Целевая причина. Цель, ради которой вещь существует.

Средние века

Полтора тысячелетия средневековые трактовки бытия пытались с разной долей успеха примирить античное и христианское понимание этой категории.

Греки описывали бытие как нечто единое, определенное, познаваемое, а небытие, соответственно, как безграничное и непознаваемое.

Средневековые философы рассматривали бытие с точки зрения христианства, где самое что ни на есть правильное бытие — это Бог, но он-то как раз обладает безграничным, непознаваемым всемогуществом.

В основе многих средневековых толкований лежит идея, что бытие есть благо, а небытие — зло. К XV–XVI векам из-за открытий Коперника и Галилея приходится допустить мысль о бесконечности мира, и бытие начинает трактоваться как бесконечный процесс становления.

Новое время

Философы Нового времени по-разному определяли качество и количество субстанций, из которых соткано бытие.

У Декарта это две субстанции-первоосновы — материя и сознание, у Спинозы — одна, имя которой Бог, у Лейбница бытие состоит из множества монад — духовных первооснов каждой вещи.

Материалисты (это кто?) сошлись на том, что единая первооснова мира — материя, из которой состоят все вещи и явления природы.

Эта позиция пришлась очень кстати, т.к. бурное развитие естественных наук не подразумевало существование никаких божественных вмешательств в объективно существующую природу.

Такой подход, когда бытие рассматривается как существование движущейся материи, развязывал руки ученым в построении научных теорий.

Жираф

*«Жирафы Ламарка»,первая эволюционная теория изложена Жаном-Батистом Ламаркомв книге «Философия зоологии» в 1809 году

Знаменитая фраза материалиста Карла Маркса о том, что бытие определяет сознание, уравнивает бытие и объективную реальность. Исходя из этого утверждения, материя, т.е. та самая объективная реальность, первична, а сознание человека вторично и зависит от факторов реального существования.

Тусовка

Философам новейшего времени бытие интересно с антропологической точки зрения, как человеческое существование.

Хайдеггер противопоставляет бытие вещей и бытие человека, а подлинным бытием называет осознание своей свободы и конечности. Экхарт считает, что бытие — это самореализация человеческих возможностей.

Формы бытия

Бытие является самой широкой категорией философии, т.к. под ней понимается любая реальность, всякое существование во всех возможных формах.

Известны разные подходы к выделению форм бытия — общих способов существования всех вещей.

Наиболее известна классификация, которой придерживались сторонники диалектического материализма. В ней каждая форма состоит из пары взаимосвязанных способов существования.

  1. Бытие материальных вещей, процессов и явлений.
    1. a.Все многообразие природного мира.
    2. b.Все созданное человеком.
  2. Материальное бытие человека.
    1. a.Человек, существующий телесно, в мире вещей, как часть природы.
    2. b.Человек, существующий духовно: его мысли, чувства, общение.
  3. Бытие духовного.
    1. a.Индивидуализированное духовное бытие — осознание себя.
    2. b.Объективированное духовное бытие — совокупность норм (это что?) и ценностей, которые управляют поведением человека.
  4. Бытие социального.
    1. a.Бытие индивида через призму его места в обществе и истории.
    2. b.Бытие общества — социальная действительность, культурно-исторический процесс.

Формы бытия в реальности неотделимы друг от друга, это всего лишь абстракции, выделяемые для удобства восприятия сложнейшей и слишком обширной философской категории.

Медвежонок

В заключение приведу определение бытия живого классика постмодерна, японского писателя Харуки Мураками:

«Бытие не есть проявление чьей-либо частной воли, это явление хаотическое. Ты, сидящий предо мной, — вовсе не индивидуальное существо, а лишь частица всеобщего хаоса. Твой хаос — это и мой хаос. Мой хаос — также и твой. Бытие — это общение. Общение суть Бытие».Харуки Мураками, «Охота на овец», 1982 г.

Автор статьи: Елена Румянцева

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru